Дополнительные задания параграфа[править | править код]
Как биологический вид, конечно сначала появился человек, так как он мог существовать как по одиночке или паре, но потом начали формироваться племена из людей — зачатки зарождения общественного строя. Именно сам человек стал формировать общество, и только потом общество начало влиять на формирование личности того или иного человека.
Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?
Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?
Можно согласиться с Л. Н. Толстым, так как человеку нужны общение и помощь. Без общения с другими людьми, человек не сможет долго находиться в нормальном для него состоянии. Он будет одинок, из-за чего у него может образоваться депрессия. Так же человек не всегда может обойтись без чьей-нибудь помощи. Недаром в древности отлучение человека от общества, было равносильно смерти.
Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.
Да, это своего рода тоже культура, только низшего плана. Вообще невозможно говорить о поведении, мировоззрении любого человека, так как это всё производное культуры, культуры его окружения.
В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» — 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.
Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».
Проверим себя
Задание 1
Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
Ответ:
Человек по своей сути является социальным существом, но не стоит забывать, что именно природа создала тело человека. Также у человека имеется множество биологических потребностей: дышать, есть, спать. Поэтому слова «Человек — существо биосоциальное» означают принадлежность человека не только к обществу, но и к природе.
Задание 2
Какие качества человека имеют социальную природу (т.е. возникают только в обществе)?
Ответ:
В обществе человек может испытывать такие чувства, которые в одиночестве он испытать не сможет. Например, дружба, это то качество, которое может возникнуть лишь в обществе, по отношению к кому-либо. Также только в обществе может возникнуть милосердие и способность взаимодействовать в коллективе.
Задание 3
В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
Ответ:
Творческий характер человека способен проявиться абсолютно во всем, сей факт зависит лишь от самого человека и его внутренней творческой личности. То есть в любом деле можно проявить, например, своего внутреннего художника, сделать не так, как требует того дело, а так, как хочется человеку, как он чувствует и воспринимает. Именно в таких случаях и проявляется творческий характер, когда человек способен слушать себя и не сдерживать порыва души.
Задание 4
В чем состоит взаимосвязь между мышлением и речью?
Ответ:
Между мышлением и речью очень тесная взаимосвязь. Невозможно чтобы одно существовало без другого, потому что слова — это инструмент наших мыслей. Речь дает возможность выразить то, что мы думаем, а мышление в свою очередь позволяет правильно эти мысли выстроить, чтобы мы могли их изложить.
Задание 5
Как проявляются способности человека?
Ответ:
Способности человека проявляются в процессе деятельности. То есть начиная с малых лет и до момента взросления, человек ищет себя. Лишь в осознанном возрасте можно понять к чему действительно лежит душа, в этом помогли игры, учеба и дополнительные занятия, в общем все, чем занимался человек и продолжает заниматься. Только попробовав, можно понять твое это или нет, будет от этого толк или же нет.
Задание 6
Что такое самореализация человека?
Ответ:
Самореализация человека — это воплощение в действительность его планов и поставленных жизненных целей, но при условии, что деятельность человека будет свободной.
Задание 7
Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Ответ:
Лишь в деятельности человек способен реализовать себя, так как человек преодолевает трудности, борется со своей ленью, начинает верить в собственные силы и значимость. Без деятельности невозможно чего-то достичь, сделать мир лучше и развить свои способности.
Науки изучающие общество[править | править код]
Можно выделить три науки, которые изучают общество: обществознание — которое изучает общество, как таковое, процессы происходящие в нём, а так же социология — изучает общество как таковое и социальная психология — изучает поведение индивидуума или группы людей в рамках общества. Дадим более широкое определение этим наукам:
-
- Обществознание — это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика и имеет следующие разделы: общество, человек, познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
- Социология — Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.
- Социальная психология — это раздел психологии, который посвящен изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.
В классе и дома
Задание 1
Как вы относитесь к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные с друг другом»? Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
Ответ:
Конечно, данное утверждение верно, я полностью его поддерживаю. Ведь даже первобытный человек объединялся в стаи и общины, дабы сделать жизнь комфортнее и безопаснее. Так и появилось общество. Теперь же человек неразрывно связан с ним: детский сад, школа, университет, офис и так далее; на протяжении всей жизни человек находится в обществе, этого не изменить. Без общества человек не выживет.
Задание 2
В курсе истории вы изучали рабовладельческое и феодальное общества. В чем состоят главные различия между ними в каждой из четырех рассмотренных в этом параграфе сфер общества?
Ответ:
Рабовладельческое общество |
Феодальное общество | |
Экономическая сфера |
Рабы работают на хозяина, хозяин обеспечивает их едой и местом жительства. Не имеют своих доходов |
Крестьяне работают на земле феодала, отдают налоги, имеют свою землю для обработки. Накопление капитала, зарождение рыночных отношений |
Социальная сфера | Рабство, раб — вещь своего владельца, не имеющая прав | Свободные граждане, имеют определенные права |
Политическая сфера | Монархии, сильная власть | Монархии и республики (появление более свободных форм правления) |
Духовная сфера | Язычество | Большая роль религии, монотеистические религии |
Задание 3
Выскажите свое мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
Ответ:
Человек, живущий в обществе, не будет свободным от него. Нельзя быть полностью свободным, ведь в любом случае человек от чего-либо зависим. Взять к примеру, хотя бы известную всем свободу слова, когда человек может высказать все, что пожелает. Однако, если он не будет себя сдерживать в выражениях или той же интонации, он может кого-то оскорбить или унизить. Данный факт уже нарушение свободы другого человека.
Как бы человек не хотел быть свободным от общества, ему это навряд ли когда-нибудь удастся, ведь он зависим от него в плане развития, благ и так далее.
Задание 4
Аргументируйте свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь обществ: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Ответ:
Я полностью разделяю позицию Белинского, так как человек, который живет в обществе, пользуется его благами, защищает, оберегает, всегда будет жить жизнью этого общества, переживать с ним каждый момент и каждую минуту. Таких людей еще можно назвать патриотами, те кто всегда и везде стоит за то, где и с кем живет, кто победам общества радуется больше чем своим, потому что предан ему и любит.
Стр 22
Стр 24
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов
В классе и дома
Задание 1
Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
Ответ:
Бобры строят плотины, потому что так велит им их инстинкт, то есть для выживания. Человек же строит их осознанно, дабы защитить дом, город, урожай и т.д. Деятельность людей — это полезная для общества работа
Второе немаловажное отличие — это развитие способа и техники строения плотин. То есть если у бобров плотины были из различных веток, деревьев и глины, то и на данный момент они мало чем отличаются, человек же с каждым разом что-то меняет, улучшает, внедряет новое в построение плотин
Задание 2
Прочитайте стихотворение и выскажите свое отношение к словам автора.
Для человека мысль — венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет, не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.
Анвари
Ответ:
Автор пытается донести до нас, что человек стоит на вершине эволюции, потому что умеет мыслить и воплощать свои мысли в действиях. Если же он не будет стремиться к чему-то, перестанет развиваться, думать, анализировать, а будет жить только своими инстинктами, то станет подобен зверю. Пользы он в итоге никакой миру и себе не принесет
Также важно заметить, что человек с чистой душой и помыслами всегда сотворит благо, нежели тот, чьи мысли дурны и коварны, тогда стоит ждать лишь плохого исхода
Стр 8
Стр 12
Вернуться к содержанию: Обществознание 8 класс учебник Боголюбов