Образ петербурга в произведении шинель гоголя (8 класс)

Образ петербурга в повести н. в. гоголя «шинель»

Типичность

В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».

Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Шинель»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Шинель»

для самых компанейских —

Главные герои «Шинель»

для самых занятых —

Читательский дневник «Шинель»

для самых любопытных —

Анализ «Шинель» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Шинель» полностью

Тест по произведению

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Самые популярные материалы февраля для вашего класса:

Анализ стихотворения «Поэты» Блока

«Куст сирени» очень краткое содержание

Образы градоначальников в «Истории одного города»

Краткое содержание «Риголетто»

Краткое содержание «Свои и чужие»

Краткое содержание «Отрочество»

Краткое содержание «А тем временем где-то»

«О любви» очень краткое содержание

«Старый гений» очень краткое содержание

Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского

Петербург в повести Шинель

Образ окружающей героев среды зачастую оказывает решающее влияние на восприятие читателем атмосферы произведения

Так, описание Н.В.Гоголем Петербурга в повести «Шинель» является важной деталью для передачи настроения его главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина

Писатель уделяет образу Петербурга большое значение. Так, уже в самом начале произведения перед нами предстают преимущественное серые, жёлтые и чёрные оттенки. Печальные дома с лестницами, которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза». Подобная атмосфера усугубляется пресловутым «петербуржским климатом», который Н.В.Гоголь объявляет виноватым в прогрессирующей болезни Башмачкина. Уныние холодного города сказывается и на его жителях. В первую очередь, на таких же «маленьких людях», как сам Башмачкин. Прохудившуюся шинель необходимо заменить новой, что выступает большим препятствием для чиновника, ведь он, отказывая себе во многом, всё же не может позволить себе больших затрат. В нашедших на Петербург морозах автор словно иллюстрирует холод и пустоту, царящие в души каждого человека в городе в эту пору года.

Башмачкин оказывается волевым человеком, а потому со временем ему удаётся накопить на шинель. Вновь приобретённая героем шинель становится поводом для того, чтобы позволить себе праздник и посетить именины коллеги. Петербург предстаёт перед нами уже другим: чиновник любуется давно забытыми нарядами состоятельных горожан, красивой архитектурой столицы, витринами богатых магазинов. Но и это положительное впечатление о городе остаётся в памяти Башмачкина ненадолго. Тем же вечером герой возвращается к себе домой. Н.В.Гоголь описывает плохо освещенные, пустынные улицы города, вновь не предвещающие герою ничего хорошего. Автор словно готовит нас к предстоящему преступлению, что и происходит с Акакием Акакиевичем. Ещё недавно любимый им праздничный и яркий Петербург после кражи шинели снова кажется Башмачкину враждебным, неприветливым. Равнодушный к его проблеме часовой кажется таким же холодным, как и весь зимний город. Герой в отчаянии — в отчаянии и Петербург.

Таким образом, при помощи подробного описания города Н.В.Гоголь передаёт читателю внутреннее состояние героя. Мы делаем вывод, что место, в котором человек проводит свою жизнь, оказывает огромное влияние на его самочувствие и характер, что ярко проиллюстрировано на примере Акакия Акакиевича Башмачкина, из-за суровости климата и обитателей Петербурга потерявшего самое драгоценное, что у него было.

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях.  Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Ирония и бездуховность

С состраданием в повести соседствует ирония. Герой не только незаметен, но и мягок до бесхарактерности.

Он слишком добр и спокоен, чтобы как-то отвечать на нападки сослуживцев и начальства. Возможность повышения по службе его пугает, поскольку ответственность в виде внесения правок в переписываемые документы кажется непосильной. Предложение другой должности остается отвергнутым. Акакий Акакиевич предпочитает свою роль жертвы, где ему комфортно.

Отсутствие духовной жизни Гоголь подчеркивает особенно. Речь Башмачкина состоит из междометий и предлогов, никаких длинных и законченных предложений нет. Единственное, перед чем он практически преклоняется, что боготворит, — новая шинель. Почти все окружающие героя люди:

  • жестоки;
  • властолюбивы;
  • не умеют сострадать.

Повесть «Шинель» — произведение, характерное для Гоголя. Мистическим элементом здесь будет не только появление беспокойного духа после смерти Башмачкина, но и сам Петербург. Город оживает на страницах повести, превращаясь в злобное и враждебное существо. Прием олицетворения позволяет увидеть отношение автора ко всему происходящему и основные идеи повести. Описание городских пейзажей помогает читателям уловить бесчеловечность и жестокость среды, где живут «маленькие люди».

Алексей Константинович Толстой

Размышляем о прочитанном (с. 262)

Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Обоснуйте свой ответ.

Оба эти произведения относятся к жанру – историческая баллада.  Во – первых, они обращаются к историческому прошлому. Во – вторых, в основе сюжета лежит конфликт. В – третьих, в произведениях присутствуют диалоги, которые раскрывают характеры героев.

Василий Шибанов. Князь Михайло Репнин. Размышляем о прочитанном (с. 269)

1.  Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого «Чёрную курицу…». Чему учил А. Погорельский своего племянника этим произведением?

Я узнал, что А.К. Толстой родился в Петербурге в 1817 году. Будучи в возрасте 6 лет он уже пробовал писать стихи. Его художественное развитие шло под руководством дяди А. Перовского. Своим произведением «Черная курица…» дядя учил племянника быть честным, трудолюбивым и ответственным.

2.  Какие произведения А. К. Толстого вам известны?

«Илья Муромец», «Князь Серебряный».

3.  Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои?

Эти произведения связаны с правлением царя Ивана Грозного. Он предстает перед нами в образе жестоко, сурового, деспотичного государя. В балладе «Василий Шибанов» главным героем является стремянный князя Курбского – Васька Шибанов.В балладе «Князь Михайло Репнин» главный герой князь Репнин.

4.  Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события?

Иван Грозный – деспотичный, суровый царь, которому никто не смеет перечить.Князь Курбский – приближенный царя, недоволен политикой Ивана, но боится это показать.Василий Шибанов – храбрый и верный своему князю человек.Князь Репнин – храбрый и честный человек, который не побоялся указать царю на его ошибки.

5.  В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просит Бога?

Курбский упрекает царя за убийства верных ему людей. Шибанов ведет себя под пытками очень храбро и даже под пытками прославляет князя. Он просит Бога о прощении своему господину.

6.  Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь?

Репнин не поддерживал политику царя и поэтому не поднял свой кубок. Он обвиняет Ивана Грозного в бесчинствах, опричниной политике. Царь убивает князя, но потом жалеет об этом, так как понимает, что Репнин был верным слугой и работал на благо Отечества.

7.  Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают?

Сравнения: «И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях».Эпитеты: ночь туманная, конь измученный.Средства выразительности делают сюжет более образным, раскрывают характер героев.

8 . Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях  А.  К.  Толстого?

1. Обращение к историческому прошлому.2. Наличие сюжета, в основе которого конфликт.3. Прослеживается отношение автора к героям и событиям.4. Характер героев раскрывается с помощью диалога.5. Наличие средств выразительности.

Петербург в повести Шинель

Образ окружающей героев среды зачастую оказывает решающее влияние на восприятие читателем атмосферы произведения

Так, описание Н.В.Гоголем Петербурга в повести «Шинель» является важной деталью для передачи настроения его главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина

Писатель уделяет образу Петербурга большое значение. Так, уже в самом начале произведения перед нами предстают преимущественное серые, жёлтые и чёрные оттенки. Печальные дома с лестницами, которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза». Подобная атмосфера усугубляется пресловутым «петербуржским климатом», который Н.В.Гоголь объявляет виноватым в прогрессирующей болезни Башмачкина. Уныние холодного города сказывается и на его жителях. В первую очередь, на таких же «маленьких людях», как сам Башмачкин. Прохудившуюся шинель необходимо заменить новой, что выступает большим препятствием для чиновника, ведь он, отказывая себе во многом, всё же не может позволить себе больших затрат. В нашедших на Петербург морозах автор словно иллюстрирует холод и пустоту, царящие в души каждого человека в городе в эту пору года.

Башмачкин оказывается волевым человеком, а потому со временем ему удаётся накопить на шинель. Вновь приобретённая героем шинель становится поводом для того, чтобы позволить себе праздник и посетить именины коллеги. Петербург предстаёт перед нами уже другим: чиновник любуется давно забытыми нарядами состоятельных горожан, красивой архитектурой столицы, витринами богатых магазинов. Но и это положительное впечатление о городе остаётся в памяти Башмачкина ненадолго. Тем же вечером герой возвращается к себе домой. Н.В.Гоголь описывает плохо освещенные, пустынные улицы города, вновь не предвещающие герою ничего хорошего. Автор словно готовит нас к предстоящему преступлению, что и происходит с Акакием Акакиевичем. Ещё недавно любимый им праздничный и яркий Петербург после кражи шинели снова кажется Башмачкину враждебным, неприветливым. Равнодушный к его проблеме часовой кажется таким же холодным, как и весь зимний город. Герой в отчаянии — в отчаянии и Петербург.

Таким образом, при помощи подробного описания города Н.В.Гоголь передаёт читателю внутреннее состояние героя. Мы делаем вывод, что место, в котором человек проводит свою жизнь, оказывает огромное влияние на его самочувствие и характер, что ярко проиллюстрировано на примере Акакия Акакиевича Башмачкина, из-за суровости климата и обитателей Петербурга потерявшего самое драгоценное, что у него было.

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Вариант 2

Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.

Образ северной столицы всегда предстает как духовный и природный, живой образ, как личность со своим характером и нравом.

Он всегда величественен, неповторим своим изяществом и красотой. Но, как и любой другой город, Петербург, впрочем, как и любой образ человека многолик, и имеет оборотную сторону, совсем не такую красочную и парадную, где царит мрак, грязь и холод.

Петербург по-разному относится к тем или иным людям. К одним он благосклонен, в других вселяет страх. Он способен влиять на судьбы людей.

Так, и в повести Гоголя «Шинель» Петербург предстает перед нами самостоятельной личностью. И этот видно по описанию самого города улиц, дворцовых башен, домов, а также и через образы и поведение главных героев.

К примеру, унылый Башмачкин идет по таким же унылым и грязным лицам, запах квартир и домов не блещут ароматами цветов и свежестью, впрочем, как и жильцы в этих квартирах, повсюду вонючие кабаки и трактиры со специфическим смрадом.

Повсюду серые, черные и желтые цвета, которыми пестрит Петербург, этот величественный город – город «униженных и оскорбленных». И как тонко подмечено Гоголем петербургский климат особенно влияет на внешность, здоровье и судьбу людей.

Так описана внешность Башмачкина сер и ничтожен, он рыжеват, подслеповат, рябоват и имеет нездоровый цвет лица.

А мороз северной столицы, с мелкими подробностями описан автором. Он «враг» для всех жителей города. Как бы высмеивая Гоголь пишет, – Особенно он безжалостен не только к мелким чиновникам и к людям, занимающим высшие должности. И самое главное мороз является двигателем к определенным действиям.

Испорченный капот из-за мороза, заставил его хозяина купить тулуп-шинель, который все ни как не мог решиться на эту покупку. По воле злого рока, угнетающей вокруг атмосферы, злого мороза, который стал не по нраву еще кому-то, шинель крадут, а Акакий Акакиевич простужается и заболевает.

Показать уличную жизнь в серых и темных красках не являлось главной задачей автора. Для него город и для высших господ и для простого мелкого люда.

Суровый образ Петербурга служит отражением сущности как его самого, так и отражением его обитателей, холодности людских сердец, их равнодушие.

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях.  Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Влияние на людей

Н. В. Гоголь с самого начала произведения дает описание Петербурга. Автор отмечает, что низенький, рябоватый, рыжеватый и подслеповатый Башмачкин имеет «геморроидальный» цвет лица, потому что «виноват петербургский климат».

Именно этот климат станет причиной ухудшения состояния больного Акакия Акакиевича: болезнь пошла быстрее «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата».

С этим в произведении тесно связана тема мороза. Писатель подробно описывает мороз, который является «сильным врагом» всех жителей Петербурга. От него страдают не только титулярные советники, но и занимающие высшие должности.

Именно мороз, свойственный Петербургу, является двигателем действия: «капот» Башмачкина испортился в мороз, который требовал от главного героя приобретение новой шинели. В мороз шинель Акакия Акакиевича крадут, и из-за мороза он заболевает. Также он участвует в сценах мести Башмачкина «значительному лицу», ветер будто бы помогает Акакию Акакиевичу для того, чтобы справедливость восторжествовала.

Домашняя работа по литературе за 8 класс

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Николай Васильевич Гоголь

Шинель

Вопросы и задания

К стр. 391

1. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. «Маленький человек», мелкий чиновник (титулярный советник), занимающийся переписыванием бумажек. Башмачкин честно служил, добросовестно выполнял свои обязанности, иногда брал работу на дом. Забитый, скромный, не умеющий постоять за себя: коллеги не оказывали ему никакого уважения и попросту издевались над ним, а он не отвечал на грубости и всего лишь тихо говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Акакий Акикиевич никуда, кроме как на работу не выходил, с женщинами не общался, жил в своем мире.

Автор показывает нам все страдания своего «маленького человека», доказывает, что он достоин сочувствия и сожаления окружающих. Вообще, для автора, тема «маленького человека» — большая проблема общественной жизни. Повесть «Шинель» — это протест против тех порядков общества, которые порабощают человека материально, морально и духовно: так, как живет Башмачкин, жить нельзя, вот он и бунтует (хотя бы после своей смерти).

2. В состав «Петербургских повестей» вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

Петербург в «Шинели» предстает холодным, враждебным к «маленькому человеку» Акикию Акикиевичу Башмачкину, город в этом случае представляет собой отношение общества к таким чиновникам и прочим мелким несчастным людишкам.

Вот как автор описывает мороз в Петербурге: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять- шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям».

А так — вьюгу: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель».

И вот еще зимний ветер: «Изредка мешал ему , однако же, порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться».

Зима, ветер, вьюга, мороз — все это символическое обозначение отношения общества к «маленьким людям»: сначала их чувствует Акакий Акакиевич в старом капоте, но в последнем отрывке их действие примеривает на себя и «значительное лицо», генерал, который обидел Башмачкина — все потому, что «маленький человек» мстит ему таким образом.

3. Социальный контраст между жителями Петербурга (да и всех остальных городов России) существовал давно, но писать об этом первым начал А. С. Пушкин — в повести «Станционный смотритель». Так что первым «Маленький человек» — это Самсон Вырин. Эту тему развил и продолжил Н.В. Гоголь в своей «Шинели». Чуть позже об этом же писал Ф.М. Достоевский в «Бедных людях», «Преступлении и наказании» и др. Все эти писатели показывали быт «маленьких людей», «униженных и оскорбленных», их чувства и переживания, чтобы читатели поняли, что они такие же люди, как и они, пожалели их, чтобы возможно что-то поменялось в общественном порядке того времени.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 7-11 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: