Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы
В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты». Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.
Литература 8 класс в электронном виде
загрузка…
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Ерохина Е.Л. (к учебнику В.Я. Коровиной)
Издательство: Москва, «Экзамен».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 112
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Беленький Г.И.
Издательство: Москва, «Мнемозина».
Год издательства: 2010
Количество страниц: 383 — 271
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Соловьёва Ф.Е. (к учебнику Меркина Г.С.)
Издательство: Москва, «Русское слово».
Год издательства: 2013
Количество страниц: 96 — 120
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Издательство: Москва.
Год издательства: 2011
Количество страниц: 286 — 222
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Язык учебника: Русский.
Авторы учебника: Критарова Ж.Н.
Издательство: Москва, «Экзамен».
Год издательства: 2014
Количество страниц: 192
Учебник в формате: PDF Читать дальше »
Литература 8 класс 1 часть Коровина, Журавлев, Просвещение
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, «Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5—9 классы» и «Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников / Под редакцией В. Я. Коровиной. 5—9 классы».
Пример из учебника
Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес её творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчётливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как народность и гражданственность
Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило
Русская литература и история 3Проверьте себя 5Обогащаем свою речь —
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
Композиционное построение поэмы
Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.
Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.
Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мцыри»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мцыри»
для самых компанейских —
Главные герои «Мцыри»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мцыри»
для самых любопытных —
Анализ «Мцыри» Лермонтова
для самых крутых —
Читать «Мцыри» полностью
Тест по произведению
-
/18
Вопрос 1 из 18
Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?
- Лермонтов выдумал эту историю
- Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.
- На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшим ему историю своей жизни.
- Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.
Самые популярные материалы февраля для 8 класса:
Краткое содержание «Парадокс»
Почему слушатели верят Хлестакову?
«Старый гений» очень краткое содержание
Чувства в рассказе «После бала»
Анализ «Куст сирени» Куприн
Роль Хлестакова в конфликте
Описание Хлестакова
Краткое содержание «Оливер Твист»
Краткое содержание «Старый гений»
Краткое содержание «Тайна»
8 класс Литература, учебники онлайн ГДЗ
Уже не первый год я занимаюсь преподаванием русской литературы в 8 классе, и мои ученики всегда обращаются за помощью в раздел: 8 класс Литература где они всегда могут найти книги полезные и понятные для воссоздания. Я уже не говорю что в нем есть даже выделенные ГДЗ и решебники для родителей, каким необходимо время от времени проверять своих детей. Поскольку скажем костя после того как выучил уроки, идет в школу и приносит по домашнему заданию не самые лучшие оценки, какие хотела бы видеть у него мамочка. Вот для этих целей вам нужен раздел 8 класс Литература, учебники ГДЗ онлайн, в нем мы собрали все домашние и школьные пособия, дабы ваш сынок или доченька получали на уроке литературы наивысшие баллы. И не надо вам уважаемые родители, да и ученики восьмых классов, что впереди у вас еще 9-класс и в нем будет еще сложнее разобраться, если сегодня не начинать учить и читать литературы. Нужно всегда делать и учить предметы во время, иначе настанет пора, для сдачи скажем зачетов, а вы даже не сможете вспомнить имени не одного писателя, что уже говорить, что он там написал. Не надо пренебрегать домашними уроками, поскольку рано или поздно ваши старания и усилия, принесут свои плоды, в области литературы.
ГДЗ по литературе 8 класс Коровина, Журавлев Решебник
- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- 5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
- История
- Информатика
- ОБЖ
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
Романтические черты в стихотворениях Лермонтова
В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.
Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.
Лермонтов в ранней поэзии ярко воплотил основные принципы романтизма. Главными темами ранних стихов поэта являются: дружба, природа, взаимоотношения людей, любовь, жизнь и смерть, социально-политическая борьба, человек и мироздание
Особо важное значение среди них приобретает философское осознание места, бытия, роди человека в нем
Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.
В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.
В стихотворении «Парус» Лермонтов описывает подлинно романтический пейзаж. Состояния природы призваны донести до читателя самые важные оттенки поэтической мысли. Произведение аллегорично, со значимым подтекстом. Лермонтов восстает против бездумной, бесцельной жизни, на которую обречено современное ему поколение. Автор отказывается от счастья, предлагаемого ему жизнью, и готов бороться с бурей за будущее своего народа и страны.
А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.
Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.
В лирике часто встречается прием одушевления природных явлений. Но Лермонтов первым из русских поэтов стал применять сравнения из мира природы к человеку. Например, Демона он сравнивает с «вечером ясным». Природа в поздней лирике Лермонтова предстает умиротворенной, спокойной, воплощает гармонию и совершенство. Однако гармония природы часто противопоставляется дисгармонии в душе человека.
Замечание 2
М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.
8 класс Литература, учебники онлайн ГДЗ
Уже не первый год я занимаюсь преподаванием русской литературы в 8 классе, и мои ученики всегда обращаются за помощью в раздел: 8 класс Литература где они всегда могут найти книги полезные и понятные для воссоздания. Я уже не говорю что в нем есть даже выделенные ГДЗ и решебники для родителей, каким необходимо время от времени проверять своих детей. Поскольку скажем костя после того как выучил уроки, идет в школу и приносит по домашнему заданию не самые лучшие оценки, какие хотела бы видеть у него мамочка. Вот для этих целей вам нужен раздел 8 класс Литература, учебники ГДЗ онлайн, в нем мы собрали все домашние и школьные пособия, дабы ваш сынок или доченька получали на уроке литературы наивысшие баллы. И не надо вам уважаемые родители, да и ученики восьмых классов, что впереди у вас еще 9-класс и в нем будет еще сложнее разобраться, если сегодня не начинать учить и читать литературы. Нужно всегда делать и учить предметы во время, иначе настанет пора, для сдачи скажем зачетов, а вы даже не сможете вспомнить имени не одного писателя, что уже говорить, что он там написал. Не надо пренебрегать домашними уроками, поскольку рано или поздно ваши старания и усилия, принесут свои плоды, в области литературы.
Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова
Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:
- Тема одиночества;
- Тема поиска идеала;
- Тема бегства от реальной действительности;
- Тема внутренней и внешней свободы.
Статья: Своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Различают два типа романтизма:
- Английский – мятежный, активный, богоборческий;
- Немецкий – философский, созерцательный.
В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.
В творчестве М. Ю. Лермонтова отражается общая закономерность развития отечественной литературы 20-30-х годов – от романтизма к реализму. Но Лермонтов, владея методом реализма, не отказался от романтизма. В творчестве поэта оба метода выступают в сложном синтезе. Ярким примером этому являются поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри».
Замечание 1
«Мцыри» является последней чисто романтической поэмой М. Ю. Лермонтова.
В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:
- Тема одиночества и изгнания;
- Тема воли и свободы;
- Проблема борьбы и бунта;
- Проблема человека и природы.
«Мцыри» продолжают традицию кавказских поэм А. С. Пушкина, но основу сюжета поэмы Лермонтова составляет ситуация бегства на родину, к людям (у Пушкина – ситуация бегства от цивилизации). Тема бегства из монастыря часто звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова. Однако монастырь у него не связан с религией, верой. Для главного героя поэмы бегство из монастыря не означает безверие. Монастырь в духе романтизма означает темницу земного бытия, и именно из нее стремится вырваться Мцыри. В герое поэмы воплощен порыв к свободной, подлинно человеческой, полноценной жизни. основная черта Мцыри, определяющая весь его образ – духовная связь с родиной, стремление хоть ненадолго оказаться на родной земле. Кавказ – романтический идеал Мцыри, к которому он стремится и ради которого жертвует жизнью.
У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.
Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана в народном духе. В ней Лермонтов воссоздает стиль народной русской поэзии и наделяет купца Калашникова чертами героя народного эпоса.
Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.
Необычный герой «Мцыри»
Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.
О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу
Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем)
Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.
Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».
Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.