III Этап подготовки студентов к активной познавательной деятельности, актуализация знаний
Ребята, сегодня у нас очень интересная и актуальная тема урока. Тему урока попробуйте определить сами по следующим высказываниям. (На слайдах в презентации, представлены мыслители разных эпох, один из студентов читает афоризмы)
- Честный человек никогда не богатеет (Менандр, древнегреческий поэт).
- Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий философ).
- По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист XV века).
- Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт XVI века).
- Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель XVIII века).
- Способный и здоровый человек, пребывающий в бедности, вызывает лишь презрение, больной и убогий – сострадание (Э.Севрус, современный российский литератор).
- Только обладая аппетитом бедняка, можно со вкусом наслаждаться богатством. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
- Жадный беден всегда. (Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века)
- Скупой всегда нуждается (Гораций, древнеримский поэт)
- Благоразумен тот, кто не печалиться о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. (Демокрит, древнегреческий философ)
- Если некоторые люди презирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение. (Фрэнсис Бэкон, английский философ, государственный деятель XVI – нач.XVII века)
- Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его. (Антуан де Ривароль, французский писатель XVIII века)
- Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак, французский писатель XIX века)
- Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. (Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века)
Богатство и бедность стало бичом человеческой цивилизации, и разговор об определение богатства и бедности, является актуальным, целесообразным и своевременным.
Цели нашего урока совпадают с планом урока и выстроены следующим образом: (на слайдах в презентации)
Перед тем, как мы подойдем к изучению новой темы, хочу кое-что пояснить. У вас на столе – ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (О.К.). Он содержит заготовки по новой теме, которые вам будет нужно пополнять по мере изучения. А так же вам предложен Глоссарий, содержащий определения новых понятий по нашей теме, к которому мы также будем прибегать при необходимости.
Нищета
Данное понятие обозначает крайнюю степень бедности. К ней относят живущих на то, что им в виде милостыни подают другие люди. Государство и общество к этой категории людей в разное время относились по-разному.
В нашей стране до революции 1917 года нищих считали святыми, посланниками Бога, а милостыня была способом очищения от грехов. В СССР таких людей преследовали, считая, что каждый человек должен приносить пользу государству, занимаясь каким-либо трудом. Сейчас государства пытаются бороться с нищетой, так как в этой среде люди не развиваются, не получают образование, они не могут обеспечить свои семьи.
I Организационный этап
Вступительное слово учителя.
Сегодня данный разговор в определенной степени будет продолжен. Но для того, чтобы это было планомерно, нам необходимо вспомнить некоторые моменты из предыдущей темы.
(Раздаточный материал: проверка домашнего задания по тесту)
Проверка домашнего задания по тесту (Приложение №1):
- объединение;
- расслоение;
- перемещение;
- включение в сообщество.
2. Одним из критериев стратификации является:
- возраст;
- пол;
- место жительства;
- доход
3. Верны следующие суждения о стратах современного общества? А. Принадлежность к определенной страте влияет на образ жизни человека. Б. В современном обществе возможен переход из одного социального класса в другой.
- верно только А;
- верно только Б;
- верны оба суждения;
- оба суждения не верны.
4. Критерием стратификации не является:
- престиж;
- уровень образования;
- степень близости к власти;
- место проживания.
5. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
---|---|
А) Каста | 1) Социальная группа, права и обязанности которой передаются по наследству |
Б) Сословие | 2) Группа современного общества, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем |
В) Класс | 3) Социальная группа, членом которой человек становится исключительно по своему рождению |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Касты, граждане, классы, сословия, рабство.
Большое спасибо, а сейчас мы переходим к разговору о социальном неравенстве.