СР–2. Механическое движение
Вариант 1
- Скорость тела 20 м/с. Выразите эту скорость в км/ч.
- Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 20 мин, двигаясь с той же скоростью?
Вариант 2
- Летчик на реактивном самолете пролетел 100 км по кругу за 2,5 мин. Определите скорость самолета в м/с и км/ч.
- Один велосипедист в течение 10 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал тот же участок пути за 12 с. Какова скорость второго велосипедиста?
Вариант 3
- Автомобиль развивает скорость до 160 км/ч, а почтовый голубь — до 16 м/с. Сможет ли голубь догнать автомобиль?
- За первые 3 ч пешеход прошел 12 км, а следующие 2 ч его скорость составляла 3 км/ч. Чему равна средняя скорость движения пешехода на всем пути?
Вариант 4
- Автомобиль движется равномерно со скоростью 40 м/с в течение 0,5 мин. Какой путь он прошел за это время?
- Колонна солдат длиной 0,45 км движется со скоростью 4 км/ч. Из конца колонны в ее начало отправляется сержант со скоростью 5 км/ч. Сколько времени будет идти сержант до начала колонны?
Вариант 5
- Средняя скорость пешехода 5 км/ч. Пловец проплыл 100 м вольным стилем за 50 с. У кого средняя скорость движения больше?
- Любое тело, падающее в безвоздушном пространстве вблизи поверхности Земли, проходит за первую секунду движения около 5 м, за вторую — около 15 м. Вычислите среднюю скорость тела за 2 с движения.
Вариант 6
- Сколько времени займет спуск на парашюте с высоты 2 км при скорости равномерного снижения 5 м/с?
- Первые 800 м поезд метрополитена прошел со средней скоростью 36 км/ч, следующие 900 м — со скоростью 54 км/ч. Определите среднюю скорость движения поезда на всем пути.
Вариант 7
- Скорость роста гриба в теплую погоду равна 4 мм/мин. На сколько вырос бы гриб, если бы он рос с такой скоростью 5 ч?
- Велосипедист и мотоциклист одновременно выезжают на шоссе и движутся в одном направлении. Скорость первого 12 м/с, второго — 54 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 5 мин?
Вариант 8
- Велосипедист едет равномерно со скоростью 24 км/ч, а мотоциклист со скоростью 20 м/с. Сравните их скорости движения.
- Из лагеря вышел отряд туристов и отправился к озеру со скоростью 4 км/ч. Через 1,5 ч вслед за ними выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. Через какое время велосипедист догонит отряд?
Вариант 9
- Сможет ли пешеход, двигаясь со скоростью 2 м/с, пройти 5 км за 0,5 ч?
- Трамвай прошел первые 300 м со скоростью 6м/с, а следующие 500 м за 50 с. Определите среднюю скорость трамвая на всем пути.
Вариант 10
- Скорость тела 108 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
- Из двух населенных пунктов, находящихся на расстоянии 2,5 км, одновременно в одну сторону начинают двигаться автомобиль и мотоцикл. Скорость автомобиля 20 км/ч, а мотоцикла — 10 км/ч. Через какое время автомобиль догонит мотоцикл?
СР–9. Механическая работа. Мощность
Вариант 1
- Человек держит тяжелый груз на плечах. Совершается ли при этом работа?
- Подъемный кран поднял груз массой 4,5 т на высоту 8 м за 40 с. Определите мощность двигателя крана.
Вариант 2
- Определите, кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен с тем же весом, совершающий прыжок с шестом на такую же высоту.
- Чему равна мощность, развиваемая трактором при скорости 9,65 км/ч и тяговом усилии 15 кН?
Вариант 3
- Совершает ли работу сила тяжести, действующая на тело, лежащее на столе?
- Какую работу производит экскаватор, поднимая ковшом грунт объемом 14 м3 на высоту 5 м? Плотность грунта 1400 кг/м3.
Вариант 4
- Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка, а оставшуюся часть — мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик? Ответ объясните.
- Какую работу совершает сила тяжести, действующая на дождевую каплю массой 20 мг, при ее падении с высоты 2 км?
Вариант 5
- Что происходит со скоростью автомобиля, если сила трения совершает работу?
- Сила тяги сверхзвукового самолета при скорости полета 2340 км/ч равна 220 кН. Найдите мощность двигателей самолета в этом режиме полета.
Вариант 6
- Ведро воды из колодца мальчик равномерно поднял один раз за 20 с, а другой — за 30 с. Одинаковая ли работа была совершена в этих случаях? Что можно сказать о мощности при выполнении этих работ?
- Сколько времени потребуется для откачки Ют воды из шахты, если мощность насоса 1,5 кВт? Высота подъема воды 20 м.
Вариант 7
- Совершает ли работу сила тяжести при свободном падении тела?
- Академик Б. С. Якоби в 1834 г. изобрел электродвигатель. В первом варианте электродвигатель поднимал груз массой 5 кг на высоту 60 см за 2 с. Определите мощность двигателя.
Вариант 8
- Трактор имеет три скорости: 3, 4, 5 км/ч. На какой скорости он будет развивать при одной и той же мощности большую силу тяги на крюке?
- Тепловоз при скорости 54 км/ч развивает силу тяги 400 кН. Какая работа совершается по перемещению поезда в течение 1 мин?
Вариант 9
- Совершает ли лошадь работу, когда она увеличивает скорость движения телеги?
- Электровоз, развивая усилие 239 кН, движется с постоянной скоростью 36 км/ч. Определите развиваемую при этом мощность.
Вариант 10
- Спутник движется по круговой орбите вокруг Земли. Совершает ли работу сила притяжения к Земле?
- Определите мощность машины, которая поднимает молот массой 200 кг на высоту 75 см 120 раз в минуту.
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества§ 13. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов
Ранее вы изучали свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Объяснить свойства веществ можно, если знать их молекулярное строение.
Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях.
Так, например, вода, замерзая, становится твёрдым телом (лёд), а при кипении обращается в газообразное состояние (пар). Это три состояния одного и того же вещества (воды) — жидкое, твёрдое и газообразное. А если все три состояния воды — это состояния одного и того же вещества, значит, и молекулы его не отличаются друг от друга. Отсюда можно сделать вывод, что различные свойства вещества во всех состояниях определяются тем, что его молекулы расположены иначе и движутся по-разному.
Если газ сжимается и объём его уменьшается, следовательно, в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Поскольку в среднем расстояния между молекулами в десятки раз больше размера молекул, то они слабо притягиваются друг к другу.
Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма.
Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение между ними становится значительным.
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объём, но не сохраняет форму.
Поскольку притяжение между молекулами жидкости не так велико, то они могут скачками менять своё положение. Жидкость не сохраняет свою форму и принимает форму сосуда. Они текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.
Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание.
В твёрдых телах притяжение между молекулами (атомами) ещё больше, чем у жидкостей. Поэтому в обычных условиях твёрдые тела сохраняют свою форму и объём.
В твёрдых телах молекулы (атомы) расположены в определённом порядке. Это лёд, соль, металлы и др. Такие тела называются кристаллами.
Модель кристаллической решётки железа
Молекулы или атомы твёрдых тел колеблются около определённой точки и не могут далеко переместиться от неё. Твёрдое тело поэтому сохраняет не только объём, но и форму.
Расположение молекул воды в трёх разных состояниях показано на рисунке 31: газообразном — водяной пар (рис. 31, в), жидком — вода (рис. 31, б) и твёрдом — лед (рис. 31, а).
Рис. 31. Расположение молекул воды: а — во льду; б — воде; в — в водяном паре
Вопросы:
1. Каково расположение молекул газа?
2. Чем объясняется способность жидкостей сохранять свой объём?
3. Как расположены частицы в твёрдых телах?
Задания:
1. Налейте в пластмассовую бутылку воды до верху и закройте крышкой. Попытайтесь сжать в ней воду. Затем вылейте воду, снова закройте бутылочку. Теперь попробуйте сжать воздух. Объясните результаты опыта.
2. На блюдце с холодной водой поставьте перевёрнутый очень тёплый стакан. Через 15—20 мин проследите за уровнем воды в стакане и блюдце. Объясните результат опыта.
Предыдущая страницаСледующая страница
СР-8. Архимедова сила. Плавание тел
Вариант 1
- В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
- Какая требуется сила, чтобы удержать в воде мраморную плиту массой 1 т?
Вариант 2
- Металлический брусок погрузили в жидкость один раз полностью, другой — наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях?
- Плавающий на воде деревянный брусок вытесняет воду объемом 0,72 м3, а погруженный в воду целиком — 0,9 м3. Определите выталкивающие силы, действующие на брусок в обоих случаях. Объясните, почему эти силы различны.
Вариант 3
- Два одинаковых шарика погружены в разные жидкости (рис. 68). На какой шарик действует большая архимедова сила? Почему?
- Тело массой 300 г имеет объем 200 см3. Утонет ли это тело в нефти? Какова архимедова сила, действующая на него?
Вариант 4
- В воду опустили две детали, одинаковые по форме и равные по объему (рис. 69). Равны ли архимедовы силы, действующие на них? Почему?
- Железобетонная плита размером 4 x 0,3 x 0,25 м погружена в воду на половину своего объема. Какова архимедова сила, действующая на нее?
Вариант 5
- Используя таблицу плотностей некоторых твердых тел, укажите, какие металлы будут плавать в ртути, а какие — тонуть.
- Определите объем куска меди, на который при погружении в бензин действует выталкивающая сила 1,4 Н.
Вариант 6
- На поверхности воды в ведре плавает пустая кастрюля. Изменится ли уровень воды в ведре, если кастрюлю утопить? Ответ обоснуйте.
- Какую силу надо приложить, чтобы удержать в воде камень, вес которого в воздухе 100 Н? Плотность камня 2600 кг/м3.
Вариант 7
- Почему нельзя гасить горящий керосин, заливая его водой?
- Льдина весом 20 кН плавает в воде. Определите выталкивающую силу, действующую на льдину. Какая часть объема льдины видна над поверхностью воды?
Вариант 8
- Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?
- На судно погрузили 200 т нефти. На сколько изменился объем подводной части судна?
Вариант 9
- Сосновый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
- Какой наибольший груз может выдержать на поверхности воды пробковый пояс весом 40 Н, погруженный в воду?
Вариант 10
- Кусок мрамора и медная гиря имеют одинаковую массу. Какое из этих тел легче удержать в воде и почему?
- Определите выталкивающую силу, действующую на стальной брусок массой 350 г, погруженный в воду.
СР–11. Простые механизмы. КПД простых механизмов
Вариант 1
- В каком положении педалей велосипеда при приложении одной и той же силы получается наибольший вращающий момент? В каком — наименьший?
- Рычаг имеет длину 1 м. Где должна быть расположена точка опоры, чтобы груз массой 5 кг на одном конце уравновешивался грузом в 20 кг, подвешенным на другом конце рычага?
Вариант 2
- Одинаковые ведра с водой уравновешены с помощью двух блоков (рис. 70). Равное ли количество воды в ведрах?
- Длина одного плеча рычага 12 см, другого — 60 см. На меньшем плече подвешен груз массой 50 кг. Какая сила должна действовать на другое плечо рычага, чтобы он находился в равновесии?
Вариант 3
- Какой стержень легче разломить на две равные части — длинный или короткий?
- Лапка для выдергивания гвоздей представляет собой рычаг с плечами 2,5 см и 45 см. Для того чтобы выдернуть гвоздь, к концу большего плеча пришлось приложить силу 20 Н. Определите силу, удерживающую гвоздь в доске.
Вариант 4
- Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине?
- К концам рычага, находящегося в равновесии, подвешены грузы 0,6 кг и 2,4 кг. Расстояние от точки опоры до большей силы 18 см. Определите длину рычага.
Вариант 5
- Если на доске, перекинутой через бревно, качаются двое ребят различной массы, то следует ли им садиться на одинаковое расстояние от опоры?
- Определите работу, которую совершает человек при подъеме груза на высоту 3 м с помощью подвижного блока, если к свободному концу веревки прикладывается сила 300 Н.
Вариант 6
- Каково должно быть отношение длин плеч у рычага, который не дает ни выигрыша, ни проигрыша в силе? В каких случаях применяется такой рычаг?
- С помощью неподвижного блока груз массой 100 кг поднят на высоту 1,5 м. Определите совершенную при этом работу, если КПД блока равен 90%.
Вариант 7
- В школьной мастерской мальчик, чтобы сильно зажать в тиски обрабатываемую деталь, берется не за середину, а за край ручки тисков. Почему?
- При помощи системы блоков груз массой 240 кг поднимается на высоту 50 см. Конец веревки, к которому приложена сила 500 Н, перемещается при этом на 3 м. Чему равен КПД системы?
Вариант 8
- Когда легче везти груз на тачке: если он расположен ближе к колесу или дальше от него?
- Вычислите КПД рычага, с помощью которого груз массой 245 кг равномерно подняли на высоту 6 см, если при этом к длинному плечу рычага была приложена сила 500 Н, а точка приложения этой силы опустилась на 0,3 м.
Вариант 9
- В каком случае надо приложить меньшую силу: если лезть по веревке вверх или поднимать себя с помощью блока (рис. 71)?
- Бадью с песком, масса которой 120 кг, поднимают на второй этаж строящегося дома при помощи подвижного блока, действуя на веревку с силой 0,72 кН. Определите КПД установки.
Вариант 10
- Какой наибольший груз Р может поднять мальчик, масса которого равна 45 кг, пользуясь одним неподвижным блоком и одним подвижным блоком (рис. 72)?
- Ящик с гвоздями, масса которого 45 кг, поднимают на четвертый этаж при помощи подвижного блока, действуя на веревку с силой 300 Н. Вычислите КПД установки.
Вы смотрели: Физика 7 Перышкин Самостоятельные работы по физике в 7 классе по УМК Перышкин (10 вариантов). Цитаты из пособия «Физика 7 класс. Дидактические материалы к учебнику А. В. Перышкина / А. Е. Марон, Е. А. Марон. — М. : Дрофа» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям.
СР-7. Давление в жидкостях и газах
Вариант 1
- Под колоколом воздушного насоса находится сосуд, закупоренный пробкой. Почему при интенсивном выкачивании воздуха из–под колокола пробка может вылететь (рис. 67)?
- Определите глубину погружения батискафа, если на его иллюминатор площадью 0,12 м2 давит вода с силой 1,9 МН.
Вариант 2
- Если стрелять в пустой стакан, то пуля пробьет только два отверстия. При попадании пули в стакан, наполненный водой, он разбивается на мелкие части. Почему?
- Какое давление должен иметь пожарный насос, чтобы подавать воду на высоту 80 м?
Вариант 3
- Почему при закачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится все труднее двигать ручку насоса?
- Длина аквариума 40 см, ширина 20 см, высота 30 см. С какой силой вода оказывает давление на дно аквариума?
Вариант 4
- Из баллона выпустили половину газа. Как изменилось давление газа в баллоне? Объясните почему.
- Манометр, установленный на батискафе, показывает, что давление воды составляет 9,8 МПа. Определите глубину погружения батискафа.
Вариант 5
- Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?
- Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 25 см?
Вариант 6
- В двух одинаковых закрытых сосудах находится газ равной массы. Один из этих сосудов стоит в теплом помещении, а другой — в холодном. В каком из сосудов давление газа меньше? Почему?
- Определите, с какой силой давит воздух на крышу дома длиной 50 м и шириной 10 м при нормальном атмосферном давлении.
Вариант 7
- Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?
- Атмосферное давление на Воробьевых горах 748 мм рт. ст., а на уровне Москвы–реки 775 мм рт. ст. Вычислите высоту Воробьевых гор.
Вариант 8
- Почему взрыв снаряда в воде губителен для живущих в воде организмов?
- На какой глубине движется подводная лодка, если на крышку выходного люка, имеющего площадь 3000 см2, вода давит с силой 618 кН?
Вариант 9
- Почему на верхних этажах зданий напор воды в кранах водопровода меньше, чем на нижних?
- Цилиндр высотой 50 см заполнен до краев водой. На расстоянии 20 см от дна в цилиндре вмонтирован кран. Под каким давлением вытекает вода из крана?
Вариант 10
- Почему, когда мы втягиваем ртом воду через соломинку, вода поднимается вверх?
- На какой глубине в пруду давление в 2 раза больше атмосферного?