§ 25. СИЛА
Как вы уже знаете, если скорость тела меняется, значит, действие какого-то тела изменяет его движение. Рассмотрим несколько примеров.
Когда рабочий толкает вагонетку (рис. 58), вы двигаете тележку в супермаркете или тянете за собой чемодан в аэропорту, скорость тележки и чемодана изменяется под действием руки. Железная пластинка на пробке, плавающей в сосуде с водой, изменяет свою скорость под действием магнита (рис. 59).
Если сжать пружину, а потом отпустить её, пружина изменит скорость прикреплённого к ней тела, например шарика (рис. 60). Сначала телом, действующим на пружину, была рука. Затем пружина, распрямляясь, подействовала на шарик и привела его в движение, изменив скорость.
Изменить можно не только значение скорости, но и её направление (рис. 61). Вы это делали не раз, отбивая мяч.
В результате взаимодействия может измениться как числовое значение (модуль) скорости, так и её направление.
Действие одного тела на другое может быть больше или меньше. Приведём пример. Отец и сын решили прокатить маму на санках. Сначала за верёвку взялся сын-третьеклассник и стал с трудом тащить санки. Потом санки покатил папа, и они стали набирать скорость быстрее. Кто оказывал на санки большее действие? Конечно, отец. Говорят, что он действовал на санки с большей силой, чем сын.
Сила — это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.
Чем больше действующая сила, тем сильнее изменится скорость и тем большее ускорение получит тело. Сила может не только изменить скорость тела, но и производить другие действия. Например, под действием силы происходит сжатие пружины, изгиб доски (рис. 62) и другие изменения формы и размеров тел (рис. 63).
В этом случае про тело говорят, что оно деформировано. Чем больше сила, приложенная к телу, тем сильнее оно деформируется.
Деформацией называют любое изменение формы и (или) размера тела.
Сила является векторной величиной, т. е. она характеризуется не только числовым значением (модулем), но и направлением. Силу обозначают буквой F (от лат. fortis — сильный) и на рисунке изображают отрезком со стрелкой на конце (вектором), указывающей направление действия силы. Начало отрезка, точку А (рис. 64, а), называют точкой приложения силы. Длина отрезка соответствует значению силы в определённом масштабе. Модуль силы обозначают буквой F без стрелки.
Результат действия силы зависит не только от модуля силы, но и от её направления. Представьте, что мама решила скатиться на санках с горки, папа может подтолкнуть её или придержать. Даже если модуль силы в обоих случаях одинаков, результат, очевидно, будет разным.
Если приложить силу F не к точке А, а к точке В (рис. 64, б), повлияет ли это на характер движения тележки? Очевидно, да. В первом случае тележка будет двигаться по прямой в направлении силы F, а во втором случае тележка начнёт поворачивать.
Таким образом, результат действия силы зависит от модуля силы, её направления и точки приложения. Результатом действия силы может быть изменение скорости тела (ускорение) или его деформация.
Опыты показывают, что если на разные тела действует одна и та же сила (например, со стороны одной и той же одинаково растянутой пружины), то произведение ускорения тела на его массу во всех случаях одинаково. Значит, данное произведение позволяет охарактеризовать силу количественно и ввести её единицу.
За единицу силы, принимают силу, которая за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с. Эта единица в СИ названа ньютон (Н) – в честь Ньютона. На практике часто применяют кратные и дольные единицы силы: килоньютон (кН), меганьютон (МН) и миллиньютон (мН).1 кН = 1000 Н = 103 Н;1 МН= 1 000 000 Н= 106 Н;1 мН = 0,001 Н = 10–3 Н.
Вопросы на стр.86
- Приведите примеры изменения скорости тела. В результате чего произошло это изменение? 2. Что характеризует сила? 3. Что значит измерить силу? Что принято за единицу силы?
УПРАЖНЕНИЕ 14
- В каких из следующих словосочетаний используется физический термин «сила»: сила власти, сила удара, сила воли, много силы потрачено на эту задачу, вооружённые силы?
- Выразите в ньютонах силы, равные 12,5 кН; 500 мН; 3 мН.
- Выразите силу 0,8 Н в мН; кН; МН. Результаты запишите в стандартном виде.
- Изобразите в масштабе 1 см — 2 Н силу, направленную влево и равную 10 Н.
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 2023 года §§25 «Сила». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
Электрические явления
- 38. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений
- 39. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока
- 40. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока
- 41. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи
- 42. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
- 43. Последовательное соединение проводников
- 44. Параллельное соединение проводников
- 45. Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца
8 класс
Тепловые явления
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
780
781
782
783
784
785
786
787
788
789
790
791
792
793
794
795
796
797
798
799
800
801
802
803
804
805
806
807
808
809
810
811
812
813
814
815
816
817
818
819
820
821
822
823
824
825
826
827
828
829
830
831
832
833
834
835
836
837
838
839
840
841
842
843
844
845
846
847
848
849
850
851
852
853
854
855
856
857
858
859
860
861
862
863
864
865
866
867
868
869
870
871
872
873
874
875
876
877
878
879
880
881
882
883
884
885
886
887
888
889
890
891
892
893
894
895
896
897
898
899
900
901
902
903
904
905
906
907
908
909
910
911
912
913
914
915
916
917
918
919
920
921
922
923
924
925
926
927
928
929
930
931
932
933
934
935
936
937
938
§ 32. Сила трения.
Вопросы на стр.109
1. Приведите примеры, доказывающие существование силы трения, не упоминавшиеся в параграфе. 2. Объясните причины возникновения трения. 3. Зачем применяют смазку? 4. Перечислите известные вам виды трения. 5. Опишите возможный способ измерения силы трения.
ЗАДАНИЕ 23
- Убедитесь на опыте, что сила трения скольжения зависит от прижимающей силы. (Используйте изготовленный вами ранее динамометр.)
- Придумайте способы уменьшения силы трения скольжения при движении книги по столу. Как увеличить силу трения?
- Докажите на опыте, что сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.
§ 34. Трение в природе и технике.
Вопросы на стр.113
1. Назовите виды трения. Приведите примеры. 2. Приведите примеры полезного использования трения. 3. Приведите примеры, в которых трение оказывается вредным. 4. Вспомните случаи, когда вам необходимо было увеличивать или уменьшать силу трения. Как вы это делали? 5. Зачем в машинах используют подшипники? 6. Опишите устройство подшипника скольжения; шарикового подшипника.
ЗАДАНИЕ 24
- Побеседуйте со знакомыми вам автомобилистами и выясните, в ка ких узлах автомобиля необходимо увеличивать трение (трение полезно), в каких уменьшать (трение вредно).
- Посмотрите на подошвы своих зимних ботинок, кроссовок и летних туфель. Объясните, почему они отличаются.