Биология 5 класс (Пасечник) Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ.
§ 1. Живая и неживая природа — единое целое. § 2. Биология — система наук о живой природе. § 3. Роль биологии в жизни современного человека.
Глава 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
§ 4. Методы исследования в биологии.§ 5. Измерения в биологических исследованиях.§ 6. Эксперимент в биологических исследованиях.§ 7. Описание результатов исследований.
Глава 2. ОРГАНИЗМЫ — ТЕЛА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
§ 8. Организм — единое целое.§ 9. Увеличительные приборы для исследований.§ 10. Клетка — основная единица живого организма.§ 11. Жизнедеятельность организмов.§ 12. Разнообразие организмов и их классификация.§ 13. Многообразие и значение растений, животных и грибов.§ 14. Многообразие и значение бактерий и вирусов.
Глава 3. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА ОБИТАНИЯ.
§ 15. Среды обитания.§ 16. Водная среда обитания.§ 17. Наземно-воздушная среда обитания.§ 18. Почвенная среда обитания организмов.§ 19. Организмы как среда обитания.§ 20. Сезонные изменения в жизни организмов.
Глава 4. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.
§ 21. Взаимосвязи организмов в природном сообществе.§ 22. Пищевые связи в природных сообществах.§ 23. Разнообразие природных сообществ. § 24. Искусственные сообщества. § 25. Животный и растительный мир природных зон.
Вариант 1
А1. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям — это …
1) изменчивость
2) размножение
3) развитие
4) наследственность
А2. Наука о наследственности и изменчивости организмов
1) эмбриология
2) генетика
3) селекция
4) экология
А3. Ген — это участок молекулы …
1) РНК
2) ДНК
3) белка
4) липида
А4. Ген, обнаруживающий признаки преобладания, — это ген …
1) доминантный
2) рецессивный
3) аллельный
4) гетерозиготный
А5. Парными генами, контролирующими проявление различных вариантов одного признака и расположенными в гомологичных хромосомах, называют
1) сцепленные
2) аллельные
3) доминантные
4) рецессивные
А6. Организмом (зигота), содержащим одинаковые аллельные гены, называется
1) гомозигота
2) гетерозигота
3) мультизигота
4) кариозигота
А7. Зигота, содержащая рецессивные аллельные гены, — это …
1) доминантная гомозигота
2) гетерозигота
3) рецессивная гомозигота
4) кариозигота
А8. Генотип — это совокупность …
1) всех генов вида
2) всех генов организма
3) всех генов, расположенных в ядре клетки
4) всех генов популяции
А9. Гетерозиготными называются организмы
1) несущие только рецессивные гены
2) образующие несколько типов гамет
3) несущие только доминантные гены
4) образующие один тип гамет
А10. В своих опытах Г. Мендель применял метод
1) гибридологический
2) цитологический
3) близнецовый
4) генеалогический
А11. Первый закон Г. Менделя называется законом
1) независимого наследования признаков
2) чистоты гамет
3) гомологических рядов в наследственной изменчивости
4) единообразия первого поколения
А12. Анализирующее скрещивание — это скрещивание исследуемой особи с …
1) гомозиготной доминантной особью
2) гетерозиготной особью
3) гомозиготной рецессивной особью
4) особью с аналогичным генотипом
С1. Известно, что ген черной окраски у морских свинок (А) доминирует над геном белой окраски (а). Определите генотип и фенотип потомков, получившихся в результате скрещивания черного гетерозиготного самца морской свинки с черной гетерозиготной самкой.
Дорогие друзья!
Вы начинаете увлекательное путешествие в удивительный и многообразный мир живых организмов. Вашим путеводителем в этом мире будет учебник. Этот учебник — первая книга комплекта, который называется «Линия жизни».
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению или по названию в верхней части страницы. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь
Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание
Перед каждым параграфом помещены вопросы, предлагающие вам вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новый. Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним — это поможет вам лучше понять содержание текста. Ответьте на вопросы, отмеченные значком (?) и выполните задания.
Термины, которые нужно запомнить, напечатаны жирным шрифтом, а те, на которые необходимо обратить особое внимание, — наклонным шрифтом (курсивом). В конце каждого параграфа отмечены значком и выделены шрифтом новые для вас понятия. Их нужно запомнить и уметь объяснять. Вопросы повышенной сложности, приведённые в рубрике помогут вам научиться анализировать изученный материал. Значком отмечены интересные факты и сведения
В конце каждой главы располагается её краткое содержание, к некоторым главам даны темы проектов и исследований для закрепления пройденного материала. В конце учебника помещён предметный указатель.
Полезные советы
Готовьтесь к работе
Продумывайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.
Читая параграф, обратите внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.
Рассматривая иллюстрации, которые есть в параграфе, отметьте для себя, какие живые объекты вам уже знакомы, а какие — встретились впервые.
Подумайте, как можно связать материал параграфа с окружающей жизнью и вашим личным опытом.
Учитесь работать самостоятельно, начиная с постановки цели и планирования. В этом вам поможет рубрика «Шаги к успеху».
Консультируйтесь у учителя, если появляются затруднения
Обсуждайте проблемы с родителями и товарищами.
Делайте собственный конспект параграфа на бумаге или на компьютере в виде текста или красивой схемы. Конспект должен содержать главную идею, новые термины, основные мысли и выводы.
Для лучшего усвоения материала выполняйте задания, размещённые в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru.
Отмечайте свои достижения! В тетради составьте таблицу из трёх столбцов: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно»; заполняйте её после изучения каждой темы. Создайте личную папку — портфолио. Собирайте в неё работы, демонстрирующие ваши успехи: доклады, проекты, рисунки, фотографии, грамоты, отзывы учителей и т. п.
Помните, что многое зависит от вашего желания и настойчивости.
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Линия жизни 5 класс. Оглавление и ознакомительный фрагмент. Цитаты из пособия 2023 года использованы в учебных целях. Код материалов: Биология 5 Пасечник Учебник 2023.
Вариант 2
А1. Способность организмов приобретать новые признаки — это …
1) изменчивость
2) рост
3) развитие
4) наследственность
А2. Генетика — это наука о …
1) химическом составе организмов
2) наследственности и изменчивости организмов
3) развитии организмов от образования зиготы до рождения
4) функциях органов, систем органов и организма в целом
А3. Ген кодирует информацию о структуре молекулы
1) рРНК
2) липида
3) белка
4) углевода
А4. Ген, уступающий доминантному в силе, — это ген …
1) гомозиготный
2) рецессивный
3) аллельный
4) гетерозиготный
А5. Зигота, содержащая разные аллельные гены, — это …
1) гомозигота
2) гетерозигота
3) мегазигота
4) кариозигота
А6. Зиготой, содержащей доминантные аллельные гены, называется
1) доминантная гомозигота
2) гетерозигота
3) рецессивная гомозигота
4) кариозигота
А7. Фенотип — это совокупность …
1) внешних признаков организма
2) внешних и внутренних признаков организма
3) внутренних признаков организма
4) всех генов организма
А8. Метод, выявляющий болезни человека, которые связаны с изменением числа хромосом
1) генеалогический
2) близнецовый
3) цитогенетический
4) статистический
А9. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков
1) полигибридное
2) моногибридное
3) тригибридное
4) дигибридное
А10. Для определения генотипа особи проводят скрещивание
1) дигибридное
2) анализирующее
3) промежуточное
4) полигибридное
А11. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) независимого наследования признаков
2) расщепления признаков
3) гомологических рядов в наследственной изменчивости
4) единообразия первого поколения
А12. При скрещивании двух растений земляники с красными и белыми плодами в первом поколении (F1) все растения имели розовую окраску плодов. Во втором (F2) наблюдалось расщепление 1 : 2 : 1, что явилось результатом
1) полного доминирования
2) эпистаза
3) неполного доминирования
4) полимерии
С1. Известно, что ген красной окраски плодов у земляники (А) неполно доминирует над геном белой окраски (а). Определите генотип и фенотип потомков, получившихся в результате скрещивания двух гетерозиготных растений с розовыми плодами.
Ответы на тест по биологии Наследственность и изменчивость организмов. Генетика как наука. Моногибридное скрещивание 10 классВариант 1
А1-4
А2-2
А3-2
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-2
А9-2
А10-1
А11-4
А12-3
С1. В результате скрещивания расщепление по генотипу составит 1AA : 2Аа : 1аа, а расщепление по фенотипу — 3 черных особи к 1 особи с белой окраской.Вариант 2
А1-1
А2-2
А3-3
А4-2
А5-2
А6-1
А7-2
А8-3
А9-2
А10-2
А11-2
А12-3
С1. В результате скрещивания расщепление по генотипу составит 1AA : 2Аа : 1аа, а расщепление по фенотипу — 1 особь с красными плодами, 2 особи с розовыми плодами и 1 особь с белой окраской плодов.