Глава «Строение и многообразие покрытосеменных растений. Введение»
Ответы к рабочей тетради § 1. Биология — наука о живой природе (страницы 4, 5, 6)
1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
«Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).«Логос» означает — учение (в переводе с греческого).Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.Биосфера — область распространения жизни на Земле.
2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.
Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:
— нижние слои атмосферы;- гидросферу;- почву;- верхние слои литосферы.
3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».
4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Виды деятельности человека, с которыми связана биология:
сельское хозяйство;производство пищевой продукции;производство товаров и услуг;медицина;фармацевтика;производство топлива;производство удобрений и кормов для животных;утилизацией отходов;прочие виды деятельности.
Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:
лечение различных заболеваний;защита окружающей среды, растений и животных;увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;создание новых продуктов питания;создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;безопасная переработка отходов жизнедеятельности;прочие проблемы.
5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).
Павлов Иван Петрович
Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности. Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных. После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов.
Мичурин Иван Владимирович
Глава «Царство Бактерии»
Ответы к рабочей тетради § 11. Строение и жизнедеятельность бактерий (страницы 29, 30)
40. Заполните схему.
41. На схеме подпишите части бактериальной клетки.
42. Сравните растительную и бактериальную клетки. Что общего и какие различия есть в их строении?
И у бактериальной, и у растительной клетки в строении можно выделить оболочку и цитоплазму. Также у обеих типов клетки присутствует ядерное вещество и вакуоли.
При этом между бактериальной клеткой и растительной клеткой существует много отличий:
оболочка бактериальной клетки намного толще, чем у растительной и способна сохранять неизменную форму;состав оболочек растительной клетки и бактериальной клетки сильно различается;ядерное вещество растительной клетки находится внутри плотного образования — ядра, а ядерное вещество бактериальной клетки распределено в цитоплазме.
43. Каким способом размножаются бактерии?
Бактерии могут размножаться двумя способами:
методом деления одной клетки на две;методом образования спор.
44. Какова роль спор в жизни бактерий?
Глава «Клеточное строение организмов»
Ответы к рабочей тетради § 6. Устройство увеличительных приборов (страницы 17, 18)
21. Используя текст учебника, изучите устройство ручной и штативной луп. Подпишите их основные части на рисунках.
Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.
Вывод:
22. Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (см. с. 33 учебника), подпишите основные части микроскопа на рисунке.
23. Микроскоп — хрупкое и дорогое оборудование, которое требует особо бережного обращения. Однако беречь необходимо и книги, мебель, наглядные пособия и др. Составьте памятку о правилах обращения со школьным имуществом.
Памятка о правилах обращения со школьным имуществом
§25. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
§25. Вспомните.
Задание №1
Почему в отдельной клетке многоклеточного организма используется только часть генов?
Ответ:
Каждая клетка имеет свои свойства и функции, которые реализуются благодаря ферментным системам (белкам). За синтез ферментов отвечают определенные гены, соответственно в различных клетках будут использоваться различные гены (их часть).
Задание №2
Из скольких видов аминокислот состоят белки?
Ответ:
В состав белков входит всего 20 типов аминокислот из 170, найденных в живых организмах.
Задание №3
У каких организмов генотип включает одну молекулу ДНК?
Ответ:
Одна молекула ДНК содержится в организмах прокариотов, либо в вирусных формах жизни.
Задание №4
Что такое генетический код?
Ответ:
Генетический код — совокупность правил, согласно которым в живых клетках последовательность нуклеотидов (генов и мРНК) переводится в последовательность аминокислот (белков).
Задание №5
Чем определяется специфичность каждого организма?
Ответ:
Биологическая специфичность — это совокупность характеристик живых организмов или составляющих живых организмов, которые являются особыми или делают что−то особенное. Каждый вид животных или растений является особенным, имеет свой уникальный набор генов, а также белков.
Подумайте.
Задание №1
Что произошло бы с организмом, если бы не существовало процесса регуляции биосинтеза белка?
Ответ:
Если бы не существовало процесса регуляции биосинтеза белка, белки синтезировались бы в совершенно разных количествах, создавая избыток или недостаток белков. В итоге это привело бы к дисфункции клетки и ее гибели.
Задание №2
Может ли существовать клетка, не способная к самостоятельному синтезу веществ?
Ответ:
Клетка, не способная к самостоятельному синтезу веществ, не может существовать, так как синтезированные вещества нужны для роста и развития клетки, а так же для обмена веществ. В результате неспособности самостоятельного синтеза веществ клетка погибает.
Тренируемся.
Задание №1
Что такое оперон?
Ответ:
Оперон — функциональная единица генома у прокариот, в состав которой входят цистроны (гены, единицы транскрипции), кодирующие совместно или последовательно работающие белки и объединенные под одним (или несколькими) промоторами.
Задание №2
Какую роль играет рецептор в регуляторном механизме клетки?
Ответ:
Координация регуляторных процессов осуществляется на уровне целого организма — главным образом при помощи гормонов. Они вырабатываются как в клетках желёз внутренней секреции, так и в клетках многих других тканей, например нервной. Эти вещества связываются с особыми рецепторами, расположенными или на клеточной мембране, или внутри клетки. В результате взаимодействия рецептора с гормоном в клетке активируются или, наоборот, репрессируются те или иные гены. Это приводит к кардинальному изменению характера синтеза белков в данной клетке.
Задание №3
Какова роль гормонов в регуляторном механизме клетки?
Ответ:
Координация регуляторных процессов осуществляется на уровне целого организма — главным образом при помощи гормонов. Они вырабатываются как в клетках желёз внутренней секреции, так и в клетках многих других тканей, например нервной. Эти вещества связываются с особыми рецепторами, расположенными или на клеточной мембране, или внутри клетки. В результате взаимодействия рецептора с гормоном в клетке активируются или, наоборот, репрессируются те или иные гены. Это приводит к кардинальному изменению характера синтеза белков в данной клетке
Задание №4
Сколько генов приблизительно содержится в каждой клетке человека?
Ответ:
Организм человека состоит более чем из 200 млрд клеток и в каждой из них, по последним подсчётам исследователей, содержится до 120 тыс. генов.
Задание №5
Какие вещества в многоклеточном организме играют важнейшую роль в координации работы тысяч генов?
Ответ:
В координации работы тысяч генов участвуют белки (белки−рецеторы, ферменты и гормоны), также нуклеиновые кислоты.
Совершенствуемся.
Задание №1
Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), отражающей суть процесса регуляции транскрипции.
Ответ:
Задание №2
Что будет, если у гена повредится промотор? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Промотор − последовательность нуклеотидов ДНК, узнаваемая РНК−полимеразой как стартовая площадка для начала транскрипции. Если повредится промотор, то не состоится транскрипция, а затем и трансляция. Соответственно, синтез белка не осуществится.
-
Назад
-
Вперед