Как проходит обучение биологии в старшей школе
«ГДЗ по биологии 11 класс Тетрадь для л/р Хруцкая (Просвещение)» обеспечит лучшую поддержку старшеклассникам на протяжении всего образовательного процесса по данной дисциплине. В этом году ребята заканчивают свое обучение в школе. Им предстоит как следует потрудиться, чтобы обеспечить себе положительные оценки в итоговом аттестате и как следует подготовиться к предстоящим государственным экзаменам по основным и выбранным предметам. Ведь у старшеклассников остается всё меньше времени, для того чтобы хорошо поработать на уроках и зарекомендовать себя как отличника. На занятиях по этой дисциплине выпускники смогут подробно разобрать строение человеческого тела, изучить основные функции каждого органа и рассмотреть многообразие культурных растений и животного мира нашей планеты.
Конспект урока
26. Экологические пирамиды |
На экране Текст «Экологические пирамиды» |
Не вся пища, которая усваивается организмами, расходуется на формирование биомассы, так как часть ее используется для удовлетворения энергетических затрат организмов в виде дыхания, движения, размножения. Это говорит о том, что в пищевых цепях на каждом последующем трофическом уровне происходит уменьшение биомассы. Поэтому чем больше исходная биомасса звена цепи, тем больше она в последующих звеньях. |
Текст «В пищевых цепях на каждом последующем трофическом уровне происходит уменьшение биомассы» |
Перенос энергии в сообществах осуществляется в основном по пищевым цепям. Ее количество при переходе с одного трофического уровня на другой, как и в случае с биомассой, уменьшается. Энергия теряется в процессе переваривания пищи, часть выводится из организма в виде экскрементов, часть теряется в виде тепла в процессах дыхания, движения или любого другого действия, требующего энергозатрат. |
Текст «Количество энергии при переходе с одного трофического уровня на другой, как и в случае с биомассой, уменьшается» |
Цепи питания не бывают длинными. Обычно они состоят из четырех-шести звеньев в связи с тем, что при переносе энергии с одного трофического уровня на другой теряется до 90% энергии. |
Текст «Цепи питания не бывают длинными. Обычно они состоят из четырех-шести звеньев в связи с тем, что при переносе энергии с одного трофического уровня на другой теряется до 90% энергии» |
Графическое изображение трофических взаимоотношений в экосистеме называется экологическими пирамидами. |
Текст «Экологические пирамиды — графическое изображение трофических взаимоотношений в экосистеме» |
Взаимоотношения можно выразить числом особей, в единицах биомассы или количеством энергии. Соответственно различают пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергии. |
Текст «Типы экологических пирамид:
|
Основание любой пирамиды всегда образуют продуценты, соответственно следующие уровни представлены консументами разных порядков. Как правило, пирамида имеет вид треугольника. |
Текст «Основание любой пирамиды всегда образуют продуценты, соответственно следующие уровни представлены консументами разных порядков. Как правило, пирамида имеет вид треугольника» |
Пирамиды биомассы иллюстрируют суммарную массу организмов каждого трофического уровня, отнесенную к единице площади. Пирамиды биомассы в наземных и мелководных сообществах имеют традиционный вид, так как растения здесь сравнительно крупные и долгоживущие, и их биомасса намного выше биомассы консументов. В глубоководных водоемах пирамиды имеют вид перевернутых, что связано с меньшей биомассой растений по сравнению с биомассой животных. Однако в этом случае все компенсируется за счет быстрого возобновления фитопланктона. |
Текст «Пирамиды биомассы иллюстрируют суммарную массу организмов каждого трофического уровня, отнесенную к единице площади» Рисунок «Прямая и перевернутая пирамиды биомассы» |
Пирамида численности отражает количество особей на каждом трофическом уровне. В идеальном варианте количество продуцентов больше, чем количество консументов первого порядка, количество консументов первого порядка больше количества консументов второго порядка и т.д., т.е. общее число особей с каждым трофическим уровнем уменьшается, а размеры тела увеличиваются. Однако возможны и перевернутые пирамиды в случаях, когда количество особей предыдущего уровня меньше количества особей последующего. Например, на первом трофическом уровне могут находиться деревья, число которых намного меньше числа листогрызущих насекомых второго трофического уровня. |
Текст «Пирамида численности отражает количество особей на каждом трофическом уровне» Рисунок «Прямая пирамида численности» |
С помощью пирамид энергии отображают снижение количества энергии при переходе от одного трофического уровня к другому. Построение данных пирамид очень трудоемкий процесс, однако данные пирамиды лучше других иллюстрируют трофические связи между организмами, так как учитывают скорость образования биомассы. |
Текст «С помощью пирамид энергии отображают снижение количества энергии при переходе от одного трофического уровня к другому» Рисунок «Пирамида энергии» |
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.
Экологические пирамиды
Трофическую структуру биоценоза и экосистемы обычно отображают графическими моделями в виде экологических пирамид. Такие модели разработал в 1927 г. английский зоолог Ч. Элтон.
Различают три типа экологических пирамид.
Пирамида чисел
Пирамида чисел (численностей) отражает численность отдельных организмов на каждом уровне. В экологии пирамида численностей используется редко, так как из-за большого количества особей на каждом трофическом уровне очень трудно отобразить структуру биоценоза в одном масштабе.
Чтобы уяснить, что такое пирамида чисел, приведем пример. Предположим, что в основании пирамиды 1000 т травы, массу которой составляют сотни миллионов отдельных травинок. Этой растительностью смогут прокормиться 27 млн кузнечиков, которых, в свою очередь, могут употребить в пищу около 90 тыс. лягушек. Сами лягушки могут служить едой 300 форелям в пруду. А это количество рыбы может съесть за год один человек! Таким образом, в основании пирамиды несколько сотен миллионов травинок, а на ее вершине — один человек. Такова наглядная потеря вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой.
Иногда случаются исключения из правила пирамид, и тогда мы имеем дело с перевернутой пирамидой чисел. Это можно наблюдать в лесу, где на одном дереве живут насекомые, которыми питаются насекомоядные птицы. Таким образом, численность продуцентов меньше, нежели консументов.
Пирамида биомасс
Пирамида биомасс — соотношение между продуцентами и консументами, выраженное в их массе (общем сухом весе, энергосодержании или другой мере общего живого вещества). Обычно в наземных биоценозах общий вес продуцентов больше, чем консументов. В свою очередь, общий вес консументов первого порядка больше, нежели консументов второго порядка, и т.д. Если организмы не слишком различаются по размерам, то на графике, как правило, получается ступенчатая пирамида с сужающейся верхушкой.
Американский эколог Р. Риклефс объяснял структуру пирамиды биомасс так: «В большинстве наземных сообществ пирамида биомасс сходна с пирамидой продуктивности. Если собрать все организмы, обитающие на каком-нибудь лугу, то вес растений окажется гораздо больше веса всех прямокрылых и копытных, питающихся этими растениями. Вес этих растительноядных животных в свою очередь будет больше веса птиц и кошачьих, составляющих уровень первичных плотоядных, а эти последние также будут превышать по весу питающихся ими хищников, если таковые имеются. Один лев весит довольно много, но львы встречаются столь редко, что вес их, выраженный в граммах на 1 м2, окажется ничтожным».
Как и в случае с пирамидами чисел, можно получить так называемую обращенную (перевернутую) пирамиду биомасс, когда биомасса продуцентов оказывается меньше, чем консументов, а иногда и редуцентов, и в основании пирамиды находятся не растения, а животные. Это касается в основном водных экосистем. Например, в океане при довольно высокой продуктивности фитопланктона общая масса его в данный момент может быть меньше, чем у зоопланктона и конечного потребителя-консумента (киты, крупные рыбы, моллюски).
Пирамида энергии
Пирамида энергии отражает величину потока энергии, скорость прохождения массы пищи через пищевую цепь. На структуру биоценоза в большей степени оказывает влияние не количество фиксированной энергии, а скорость продуцирования пищи.
Все экологические пирамиды строятся по одному правилу, а именно: в основании любой пирамиды находятся зеленые растения, а при построении пирамид учитывается закономерное уменьшение от ее основания к вершине численности особей (пирамида чисел), их биомассы (пирамида биомасс) и проходящей через пищевые цени энергии (пирамида энергии).
В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергии, согласно которому с одного трофического уровня на другой через пищевые цени переходит в среднем около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды. Остальная часть энергии тратится на обеспечение процессов жизнедеятельности. В результате процессов обмена организмы теряют в каждом звене пищевой цепи около 90 % всей энергии. Следовательно, для получения, например, 1 кг окуней должно быть израсходовано приблизительно 10 кг рыбьей молоди, 100 кг зоопланктона и 1000 кг фитопланктона.
Общая закономерность процесса передачи энергии такова: через верхние трофические уровни энергии проходит значительно меньше, чем через нижние. Вот почему большие хищные животные всегда редки, и нет хищников, которые питались бы, к примеру, волками. В таком случае они просто не прокормились бы, настолько волки немногочисленны.
Предмет Биология в 5 классе
В большинстве школ изучение этого предмета начинается с пятого класса. Программа по биологии – интересная и разнообразная, этот предмет развивает представления о живой природе, формирует у детей систему научных знаний о живых системах и организмах. Для успешного усвоения этой программы мы предлагаем ознакомиться с ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник, Суматохин, Гапонюк (Просвещение, 2023г.). Это книга, написанная коллективом опытных авторов в соответствии с ФГОС. Учебное пособие оценили учителя, которые используют его в своей ежедневной работе и одобрили его содержание.
Из предыдущей школьной программы дети уже знакомы с окружающим миром, а в 5 классе начинается углубленное изучение природы, организмов, закономерностях их строения и жизнедеятельности. Один из ключевых элементов учебного плана – понятие о роли биологической науки в практической деятельности людей. Учебник по биологии, который представлен на этой странице, написан полностью в соответствии со школьной программой по предмету. Он станет хорошим помощником в изучении теоретической части биологии и для решения практических задач. Он подходит в качестве решебника, с помощью которого можно сделать домашние задания и проверить правильность их выполнения.